Комиссар Гаврилберг (gavrilberg) wrote,
Комиссар Гаврилберг
gavrilberg

Categories:

Василий Мыхлик. «За Ленинград»

Оригинал взят у aloban75 в Василий Мыхлик. «За Ленинград»



Командир эскадрильи 566-го штурмового авиационного полка 277-й штурмовой авиационной дивизии 13-й воздушной армии Ленинградского фронта будущий дважды Герой Советского Союза старший лейтенант В. И. Мыхлик.

Мыхлик Василий Ильич прошел войну в составе 566-го штурмового авиаполка, был штурманом, командиром звена, эскадрильи. Произвел 188 боевых вылетов. За образцовое выполнение боевых заданий командования, мужество, отвагу и геройство 23 февраля 1945 года старшему лейтенанту Мыхлику Василию Ильичу присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда» (№ 5936).

По инициативе Мыхлика на самолетах полка летчики рисовали силуэт Петропавловской крепости с подписью «За Ленинград» .

Родился 29 декабря 1922 года в селе Солдатское, ныне Казанковского района Николаевской области Украины. , в семье крестьянина. Окончил среднюю школу в городе Кривой Рог. С 1940 года в рядах Красной Армии. В 1941 году окончил Вольскую авиационно - техническую школу.

С мая 1943 года в действующей армии, защищал Ленинград. Особо отличился в период завершения наступательной операции советских войск на Карельском перешейке летом 1944 года.

23 февраля 1945 года за мужество и воинскую доблесть, проявленные в боях с врагами, удостоен звания Героя Советского Союза.

К марту 1945 года командир эскадрильи того же полка и дивизии ( 1-я Воздушная армия, 3-й Белорусский фронт ) капитан В. И. Мыхлик совершил ещё 82 боевых вылета. Войну закончил в Кёнигсберге.

29 июня 1945 года был награждён второй медалью "Золотая Звезда".

После войны продолжал служить в ВВС. В 1951 году окончил Военно - Воздушную академию. С 1966 года полковник В. И. Мыхлик - в запасе. Жил в Москве. Умер 29 декабря 1996 года.

Награждён орденами: Ленина, Красного Знамени ( трижды ), Александра Невского, Отечественной войны 1-й степени ( дважды ), Красной Звезды; медалями. Бронзовый бюст установлен в Кривом Роге ( Днепропетровская область ).

* * *


После войны дважды Герой Советского Союза Василий Мыхлик поселился в Москве. Поэтому, случайно встретив его на Невском проспекте, старый знакомый не удержался от вопроса: "Какими судьбами ?"

- Ленинградца всегда тянет в Ленинград, - ответил Мыхлик.

А между тем первый раз он увидел Ленинград только во время войны. Об этой встрече Василий Ильич не любит вспоминать. Но и забыть этот день он тоже не может.

В тот раз он повёл четвёрку Ил-2 без прикрытия истребителей на штурмовку вражеской автоколонны, которая двигалась по дороге к железнодорожной станции Мшинская. Уже на подходе к цели он услышал взволнованный голос воздушного стрелка Ивана Фаюстова:

- Товарищ командир, справа выше 4 истребителя противника !

- Внимание ! Приготовиться к отражению истребителей, сократить дистанцию ! - передал по радио Мыхлик ведомым.

Лётчики приняли плотный боевой порядок. Чтобы затруднить атаки истребителей, ведущий начал маневрировать по направлению и высоте. Истребители приближались к группе, пытаясь атаковать штурмовиков с различных направлений. Одна за другой появлялись в воздухе огненные трассы. Но они проходили далеко от самолетов: враг боялся пулемётов воздушных стрелков и вёл огонь с большой дистанции.

Штурмовики были уже над целью, когда по ним открыла огонь зенитная артиллерия врага. Истребители противника, чтобы не попасть под огонь своих зениток, отошли в сторону и готовились напасть на самолёты после выхода их из атаки.

Во время атаки цели зенитным огнём самолёт Мыхлика был повреждён. Загорелась правая плоскость. Но увлечённый боем лётчик продолжал штурмовку.

Когда штурмовики возвращались на свою территорию, 2 немецких истребителя зашли в хвост самолёта Мыхлика. Пулемётная очередь повредила управление элероном и рулём поворота. Но в эти секунды воздушный стрелок поймал один из самолётов врага в прицел и сбил его.

На горящем и плохо управляемом самолёте Мыхлик не мог продолжать полёт. Высота быстро уменьшалась. Пришлось садиться на лес. Когда треск сучьев стих, наступила тишина. "Кажется, жив, - подумал Мыхлик. - А что со стрелком ?" Лётчик выскочил из кабины и поспешил на помощь товарищу.

Вблизи были слышны выстрелы, доносилась немецкая речь. Ил-2 оказался примерно в 200 метpax от зенитной батареи противника, стрелявшей по штурмовикам. Немецкие зенитчики в грохоте боя не слышали посадки самолёта. Но медлить было нельзя.

Мыхлик и Фаюстов поспешили скрыться в лесу, Трое суток шли они к своим. На 4-й день удалось перейти незамеченными линию фронта. Советские бойцы оказали им необходимую помощь. А дальше путь на аэродром лежал через Ленинград. Вот тогда Василий Мыхлик и увидел его впервые. Лётчику показалось, что город с укором глядит на него пустыми глазницами окон.

Много раз Мыхлик водил группы Ил-2 на штурмовку и всегда умело использовал грозное оружие своего самолета. Вылетал на разведку войск противника и доставлял командованию ценные сведения, от которых нередко зависел успех боя наших наземных войск.

Особенно тяжёлый бой пришлось выдержать старшему лейтенанту В. И. Мыхлику и его боевым товарищам 26 июня. В тот день группа из 12 штурмовиков, возглавляемая им, вылетела на уничтожение резервов противника, двигавшихся по одной из дорог. Не имея истребительного прикрытия, "Илы" летели на низкой высоте в строю колонны звеньев. Ещё до подхода к цели на них напало 10 немецких истребителей. Пара "Мессеров" атаковали ведущее звено, шестёрка - второе звено и ещё одна пара - замыкающую четвёрку "Илов". С первой же атаки один штурмовик, несколько отставший от своего звена, был сбит. Но большего врагу добиться не удалось. Наши лётчики и воздушные стрелки в упорном бою сбили 3 вражеских самолёта и выполнили боевую задачу.

Во время боёв за освобождение балтийских прибрежных островов звену Мыхлика поручили прикрыть высадку десанта наших войск на острове Даго. Это было в начале Октября. Стояла плохая погода, шел дождь, низко нависали облака. Подлетев к острову, Мыхлик заметил высаживавшихся десантников. Их передовая группа уже вела бой за небольшой населённый пункт недалеко от берега. Радиостанции наведения не было, и лётчикам пришлось самим отыскивать цели. А для этого надо было буквально "утюжить" землю, чтобы при такой погоде разглядеть засевших среди камней гитлеровцев.

Расстояние между немцами и нашими подразделениями было всего около 100 метров. При таком положении можно поразить и свои войска, но Мыхлик повёл звено в атаку. Он был уверен в своих подчинённых, знал их твёрдую выдержку, умение и настойчивость. Звено под сильным огнём противника сделало 16 заходов на вражеские позиции ушло от цели только тогда, когда израсходовав все боеприпасы, а наши десантники поднялись в решительную атаку.

Доложив командиру обстановку на острова Мыхлик попросил разрешения повторить полёт, чтобы помочь нашим пехотинцам. Просьба лётчика была удовлетворена. На этот раз он полетел в паре со своим лучшим ведомым - Александрии Артемьевым. На месте прежнего боя уже хозяйничали наши пехотинцы. Пришлось снова "щупать землю" и искать цели. И на этот раз пара сделал 16 заходов. Меткий огонь Мыхлика и его товаращей помог десантникам с небольшими потерями занять значительную часть острова.


В январе 1944 года, уже имея большой боевой опыт, Мыхлик вместе со своей частью прибыл на Ленинградский фронт. В то время Советские войска прорывали кольцо блокады Ленинграда. На долю наших штурмовиков выпала трудная задача: бить по вражеским укреплениям, железнодорожным эшелонам, живой силе и технике врага. Летать приходилось много, иногда по нескольку раз в короткий зимний день, в самых различных условиях погоды.

В один из зимних дней 1944 года артиллерийский командир сообщил авиационному командиру, что на восточной окраине сильно укреплённого пункта 2 артиллерийские батареи противника ведут огонь по боевым порядкам наших войск, а на западной окраине этого пункта расположена зенитная батарея. Было решено совместными действиями уничтожить батареи.

От штурмовиков выполнить эту задачу было поручено группе, возглавляемой Василием Мыхликом. Командир группы собрал лётный состав и изучил с ним поставленную задачу. Каждая пара знала, когда и что она делает, когда и какой маневр выполняет.

Согласно договорённости наша артиллерия первой открыла огонь по батареям противника. Через 5 минут группа штурмовиков под командованием Мыхлика подошла к району расположения батарей противника и парами с разной высоты нанесла по ним бомбовый удар. Затем самолёты встали в боевой порядок "круг" и произвели по целям 4 атаки реактивными снарядами и из пушек. В результате совместных действий штурмовиков и артиллеристов батареи врага были подавлены, а наши наземные войска использовали этот момент для продвижения вперёд.

В этом боевом вылете особенно отличился командир группы. Он при первом же заходе подавил огонь зенитной батареи врага, тем самым обеспечил группе лучшие условия выполнения последующей задачи.

Василий Мыхлик много раз водил группы "Илов" на штурмовку вражеских войск и всегда добивался блестящих результатов.

...В составе шестёрки Ил-2 Мыхлик вылетел на очередную штурмовку большой автоколонны немцев, растянувшейся по дороге Брянск - Карачев. Подходя к цели, Василий заметил, что колонну прикрывают с воздуха вражеские истребители. Кроме того, советских штурмовиков встретил сильный заградительный артиллерийский огонь. Умело маневрируя, лётчики и воздушные стрелки отбили атаки истребителей, прорвались к цели и обрушили свой смертоносный груз на врага. Однако сильное противодействие истребителей противника, находившихся в воздухе, не дало штурмовикам возможности сделать больше одного захода для атаки колонны. Но и при одном заходе группа сумела уничтожить и вывести из строя до 30 автомашин врага. За отличное выполнение задания командир дивизии объявил Мыхлику благодарность.

Источники:

1. https://spbarchives.ru/cgakffd

2. https://vk.com/public97220602?w=wall-97220602_1659






Tags: Война, Герои, СССР
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments